Статья 14416

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА   

Авторы

Колыванова Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики обучения, Самарский государственный социально-педагогический университет (Россия, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26), larisaleksandr@yandex.ru
Носова Тамара Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра биологии, экологии и методики обучения, Самарский государственный социально-педагогический университет (Россия, г.Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26), larisaleksandr@yandex.ru
Плотцева Светлана Александровна, преподаватель, Самарский социальнопедагогический колледж (Россия, г. Самара, ул. Крупской, 18), lana_11.87@mail.ru

Индекс УДК

376.112.4

DOI

10.21685/2072-3024-2016-4-14

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность проблемы формирования готовности к инклюзивному экологическому образованию в процессе профессионального обучения студентов социально-педагогических специальностей психологопедагогическим основам организации общения детей дошкольного возраста обусловлена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, недостаточной разработанностью в педагогике инклюзивной школы, основными положениями современной методики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования – раскрыть структурные компоненты формирования модели готовности студентов педагогического колледжа к инклюзивному экологическому образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы и методы. Научно-исследовательские задачи были решены в процессе изучения психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы; анализа и обобщения опыта инклюзивной работы образовательных учреждений России, в частности Самарского региона; изучения нормативных документов.
Результаты. Выявлены способы формирования готовности к инклюзивному экологическому образованию студентов социально-педагогических специальностей в профессиональном обучении. Раскрыта специфика мотивационноценностного, когнитивного структурных компонентов модели готовности студентов к инклюзивному экологическому образованию детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Выводы. Модель формирования готовности студентов социально-педагогического колледжа к инклюзивному экологическому образованию базировалась на аксиологическом, системном, личностно-деятельностном, гуманистическом, толерантном, экологическом, инклюзивном, этнокультурологическом подходах и включала единство личностного, целевого, содержательного, операционно-технологического, результативно-рефлексивного блоков. В процессе проектирования данной модели были определены ее целевые установки, задачи, формы и методы, включающие студентов в деятельность по инклюзивному экологическому образованию, а также педагогические условия, этапы и критерии сформированности их готовности к обучению дошкольников. Цель изучения курса «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» заключается в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в общении с детьми, имеющими трудности в обучении; развитии их учебно-познавательной деятельности. Структура курса имела модульный характер, что позволило студентам социально-педагогического колледжа освоить методику планирования и организации общения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного экологического образования. Оценка сформированности готовности студентов колледжа к организации инклюзивного экологического образования детей с особыми образовательными потребностями проводилась на основе контроля результативности их профессиональной деятельности, что способствовало повышению эффективности подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова

инклюзивное экологическое образование, профессиональная подготовка, готовность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, студенты социально-педагогического колледжа, образование детей дошкольного возраста

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Трапицын, С. Ю. Роль и место университетов в экономике знаний / С. Ю. Трапицын // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 3–4. –С. 72–79.
2. Соломин, В. П. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования / В. П. Соломин // Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 19–20 ноября 2013 г.). –СПб. : ТЕССА, 2013. – Вып. 12. – С. 11–22.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 10.02.2016).
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М. :Русский язык, 1981. – Т. 1. – 700 с.
5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка (онлайн-версия) / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionaryOzhegov.htm (дата обращения: 28.02.2016).
6. Новиков, В. В. Социальная психология / В. В. Новиков. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2003.–345с.
7. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
8. Асмолов, А. Г. Деятельность и установки / А. Г. Асмолов. – М., 1979. – С. 151.
9. Дурай-Новикова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : автореф. дис. … д-ра пед. наук / ДурайНовикова К. М. – М., 1983. – 18 с.
10. Сластенин, В. А. Формирование социально активной личности: общая концепция исследования / В. А. Сластенин. – М. : Просвещение, 1997. – 224 с.
11. Тимонин, А. И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства : дис. … канд. пед. наук / Тимонин А. И. –Ярославль, 1995.

 

Дата создания: 27.12.2016 13:50
Дата обновления: 11.04.2017 14:38